Belarusian English Russian
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Готов ли ваш ребенок к школе?

Скоро в школу… И родители безусловно задают себе вопрос – «А готов ли мой ребенок к школе и какие критерии определяют эту готовность?».

Готовность ребенка к школе определяется комплексом факторов. Это физическое и психическое развитие, состояние здоровья, умственное и личностное развитие. Все в комплексе и определяет тот уровень развития ребенка при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Родители должны тщательно проанализировать состояние физического здоровья ребенка.

Если ваш ребенок родился недоношенным или ослабленным, если у вашего ребенка были или есть какие-то серьезные заболевания, операции или он относится к группе часто длительно болевших детей, если у него от волнения или неприятностей легко возникают желудочно-кишечные расстройства или аллергические реакции – это повод для того чтобы задуматься, стоит ли отправлять малыша в школу в шесть лет.

Состояние психического здоровья и уровень речевого развития.

Родители должны постараться оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и уровень готовности к школе (умение читать, считать и т.п.).

Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями, это дифференцированное восприятие, умение воспроизводить образец, а также достаточный уровень развития зрительно – моторной координации. Критериями интеллектуальной готовности является также развитие речи ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Оценить эти аспекты не сложно, т.к. в садах и школах есть психологи, логопеды, которые и дадут рекомендации. Кроме того, надо обратить внимание на работоспособность ребенка: может ли он достаточно длительно быть внимательным, как быстро он устает, насколько легко он усваивает новое и хорошо ли запоминает. Часто бывает так, что при достаточном интеллекте у ребенка страдают именно эти стороны психики, и, обратившись к специалисту, можно решить вопрос, что лучше в вашем случае: оставить ребенка на год в саду или провести ему лечение, которое укрепит его психические функции.

Социальный аспект.

Школа – это сложный мир человеческих взаимоотношений, которые требуют способностей и навыков быть дисциплинированным, подчиняться определенным правилам и требованиям. Очень важно понять как «надо», «нельзя». «должен». Нужно уметь ждать, принимать участие в групповых процессах и найти свою «нишу» в классе. Уровень сложностей межличностных контактов резко возрастает, нужно уметь наладить отношения с одноклассниками, уметь постоять за себя, переживать обиды и т.п. Если у вашего ребенка есть серьезные проблемы в этой сфере, необходимо посоветоваться со специалистами заранее, чтобы при необходимости пройти специальные тренинги.

Как же помочь ребенку?

Важность психологической подготовки детей к школе в семье очевидна. Очень важно обратить внимание на следующие условия полноценного психического развития ребенка и его подготовки к учебному труду:

-Постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи.

-Выработка у ребенка умения преодолевать трудности: важно приучить детей начатое дело доводить до конца.

-Подготовка дошкольника к естественным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

-Руководство, поощрение, организация занятий, игр, посильного труда ребенка с участием взрослого.

-Создание взрослым для ребенка таких условий деятельности, в которых он обязательно встретиться с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной.

-Воспитание чувств, умение управлять своим поведением с учетом условий общения. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

-Формирование познавательных интересов – одна из предпосылок успешного овладения дошкольниками определенных знаний, умений, навыков.

При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать читающего книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок.

-Развитие на должном уровне эстетического вкуса ребенка – и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к окружающим предметам.

-Обучение ребенка творческим видам деятельности: рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, - учат малыша видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их нравственное соотношение. Появляется возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребенка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное и не нужное самому ребенку. Совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость.

 

Адаптация к школе.

Десять советов родителям.

 Совет 1. Очень внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не только в его календарном возрасте (6 ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системе, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами.

Совет 2. Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научиться читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желание ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения.

Совет 3. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания. Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности.

Совет 4. Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма и наглядно-образного мышления, определяющие творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок в которых можно найти замаскированный предмет, а так же решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов.

Совет 5. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему вкус к чтению и будет способствовать развитию познавательной активности.

Совет 6. При любых формах общения с ребенком (в игре, в занятиях) помните, какое значение имеет эмоциональная привлекательность информации для ее восприятия, запечатления и формирование познавательной мотивации.

Совет 7. Постоянно помните о зрелости механизмов произвольного внимания и организации деятельности. Ребенку очень трудно подчинять свои действия инструкциям, если занятие ему не интересно. Поэтому старайтесь сделать требуемую работу интересной, увлекательной, эмоционально значимой для ребенка. Особенно это относится к учебным задачам. Эмоциональная заинтересованность будет способствовать развитию познавательной деятельности у ребенка, а значит, развитию интеллекта.

Совет 8. Не делайте за ребенка уроки, предоставьте ему возможность для самостоятельного поиска путей решения с вашей помощью. Понимание материала, а не его зазубривание – необходимое условие формирования поисково-исследовательской активности ребенка.

Совет 9. При возникновении трудностей в обучении старайтесь понять их причину, выяснить, с чем они связаны: с зрелостью механизмов внимания, особенностям памяти, слабостями механизмов программирования тонкой моторики рук и т.д., разобравшись с учителем или, если это необходимо со специалистом-психологом, помогите ребенку преодолеть трудности. При этом необходимо иметь ввиду, что некоторые трудности, возникающие у ребенка в начале обучения, могут быть связаны с адаптационными процессами, требующими большого напряжения всех систем его организма, а поэтому носят временный характер.

Совет 10. Не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно вначале обучения в школе. При выборе предмета дополнительных занятий (музыка, иностранный язык, различные виды спорта) обязательно учитывайте собственные интересы ребенка.

© 2024, Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

Главный врач:
Мартынова Елена Валерьена
тел: 8 (0212) 69-30-01

Приёмное отделение:
стационар, п.Витьба
Время работы: круглосуточно 

тел: 8 (0212) 69-29-33

Приёмная диспансера:
ул.Коммунистическая 3
Время работы:
пн - пт с 8:00 по 17:00
обед с 12:00 - 12:30

тел: 8 (0212) 61-45-79

Поиск