Ранний детский аутизм изучается во всём мире на протяжении более полувека. У малышей с детским аутизмом нет стремления к общению с даже с близкими людьми. Они живут изолированно в своём внутреннем мире. Но порой они успешно оканчивают школы и вузы, находят своё место в обществе. Так, как это сделали американский профессор биологии Т. Грандин, австралийский писатель Д. Уильямс или шведский общественный деятель И. Юханссон.
Аутизм относится к общему расстройству развития, включающему патологию з х сфер: социального взаимодействия, общения и стереотипного поведения.
Нет контакта. В грудном возрасте отсутствует зрительный контакт «глаза в глаза» и реакция на улыбку, они не тянут руки к маме. Они часто равнодушны и уклоняются от проявлений нежности. Не скучают в отсутствие родителей, не радуются при их появлении. Не стремятся к контактам со сверстниками.
Речь как эхо. Речь у аутичных детей не развивается вообще или формируется с опозданием. Наблюдаются эхолалии – повторение слов с неправильным употреблением местоимений. Нередко аутичные дети о себе говорят в 3 ем лице. Повторяя вопрос:»Сколько тебе лет?» - они отвечают: «тебе 6 лет».
Поведение. У аутичных детей нередко проявление агрессии (ребёнок может схватить внезапно за волосы другого ребёнка) или аутоагрессии (может биться головой об пол, расцарапывать до крови тело). Некоторые дети имеют выраженную склонность к злорадству, испытывают удовольствие при виде ужасов.
Аутичные дети испытывают страх перемен (окружающий мир должен быть постоянен и неизменён). Одни боятся незнакомых помещений, другие – новой одежды, третьи – прогулок по незнакомым маршрутам. Часто такие дети играют с необычными для этого предметами: кастрюлями, палочками, газетами и др. При этом часто совершаются одни и те же действия перекладывают, переставляют, рвут, долго вращают. Они любят пересыпать песок, переливать воду.
Течение и прогноз. Расстройство в виде аутизма имеет хроническое течение. Аутичные дети с более высоким интеллектом, которые овладевают языком в возрасте 5 – 7 лет, имеют лучший прогноз. Прогноз лучше, если имеется соответствующая обстановка дома, способствующая удовлетворению потребностей ребёнка в заботе и различных нуждах.
Лечение. Цель лечения таких детей – уменьшить нарушения поведения и помочь преодолеть задержку в развитии речи и навыков самообслуживания.
Советы родителям:
Работа по развитию речи.
- много разговаривайте с ребёнком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;
- постоянно вовлекайте ребёнка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
- постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
- давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.
Работа с агрессией.
- при агрессии не следует ребёнка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удаётся, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребёнку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
- игры, занятия с ребёнком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений, ухаживая за ними, ребёнок подходит к осознанию «живого», сопереживающего живому, ответственности за него.
- необходимо знакомить аутичного ребёнка с жизнью других детей.
Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма.
Все эти мероприятия помогают аутичному ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире, преодолеть его изоляцию.
Заведующая детско-подростковым отделением Е.Л.Данилова