Belarusian English Russian
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2

В 2007 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию об объявлении 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм — это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

Нарушения социального поведения

Нарушения социального поведения являются центральными для аутичных детей. С раннего возраста больные не обнаруживают интереса к звуку человеческого голоса, не ждут, чтобы их взяли на руки. Родители часто подозревают своих детей в глухоте, поскольку они не реагируют на обращенную к ним речь. При этом дети могут обнаруживать необычный интерес, например, к тиканью часов. Когда они начинают ходить, то обычно не следуют за родителями по жилищу, не обнаруживают страха остаться одному или встречи с посторонним. Они могут не распознавать лиц ближайшего окружения и если обращаются к кому-то, то это с равным успехом может быть родитель или чужой человек. В более старшем возрасте могут появиться элементы привязанности в отношениях с родными, но сверстников они избегают или не выражают интереса к общению с ними. В играх и при общении с родными отсутствует подражание поведению окружающих. Вовлечение вгрупповые игры в легких случаях расстройства может быть лишь пассивным, устойчивости отношений мешает некомпетентность в общении (высказывания невпопад, непонимание юмора, безразличие к интересам и чувствам других и т.п.).

Вследствие задержки развития разговорной речи дети дают знать о своих желаниях криком и плачем, позднее — хватая других за руку и направляя к желаемому объекту. Внешне заметна лишь крайняя степень выраженности испытываемых детьми эмоций, мимика и жестикуляция обычно не используются. Ребенок может безразлично относиться к реальной опасности и обнаруживать неадекватный страх в связи с каким-либо безвредным предметом.

Перепады настроения, раздражительность являются постоянной реакцией на малейшие изменения внешней обстановки и распорядка дня, на стимуляцию к освоению какой-то новой деятельности. Повторяющееся (стереотипное)  поведение проявляется как в простых моторных актах, так и в более сложных (например, настаивание на определенной структуре диеты, постоянное ношение с собой какой-то игрушки, запоминание прогнозов погоды, столиц разных государств, дней рождений окружающих и т.д.). Характерно также присоединение обсессивных ритуалов (навязчивых действий) — дотрагивание до определенных предметов, постоянное включение и выключение света. Манипуляции с игрушками и предметами стереотипны, лишены символизма, часто не связаны с их функциональным назначением и не социальны. Отмечается сниженная или повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям. Типичная в детстве моторная гиперактивность, может в подростковом возрасте смениться малоподвижностью. Нелепые движения могут чередоваться с застываниями в необычной напряженной позе. Такие дети любят подолгу качаться или крутиться, не страдая от головокружения. Снижение интеллекта проявляется даже при избирательно сохранной мотивации к выполнению тестовых заданий. Чем ниже уровень интеллекта, тем более дезорганизовано социальное поведение.

Может наблюдаться особая привязанность к необычным, чаще жестким предметам, что наиболее характерно для раннего детского возраста. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов (таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома).

Дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующем снижении интеллекта.

Важный аспект реагирования на самоповреждения

Предоставление ребёнку желаемого может укрепить его поведение и повысить вероятность того, что он будет вести себя таким же образом в подобной ситуации в будущем.

Более успешные долгосрочные стратегии:

  • предотвращать поведение, избегая вызывающих его ситуаций;
  • научить ребёнка более приемлемо выражать свои потребности
  • стараться не давать требуемое, если это выражается с помощью самоповреждений, и вознаграждать ребёнка, когда он действует более приемлемым способом.

Без профессиональной помощи с пониманием причин агрессивного поведения и самоповреждений вашего ребёнка может оказаться трудно осуществить эти стратегии.

Получение профессиональной помощи

Психиатр, психотерапевт, поведенческий аналитик или другой профессионал могут помочь  с пониманием и регулированием агрессивного или самоповреждающего поведения  ребёнка. Например, специалист может использовать функциональный анализ, чтобы выяснить, почему ваш ребёнок ведёт себя агрессивно или наносит самоповреждения. Затем можно создать план поддержки позитивного поведения, включающий стратегии для уменьшения агрессивного поведения и обучения новому поведению.

Обращайтесь за помощью к специалистам.

По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8(0212) 61-45-82 зав. детско – подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8(0212) 69-29-89 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мисник Снежанна Александровна.

Телефон доверия 8 (0212) 61-60-60

Подготовила:
Заведующий детско-подростковым психиатрическим  отделением стационара
Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии                                     Мисник Снежанна Александровна.

aytizm

© 2024, Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

Главный врач:
Мартынова Елена Валерьена
тел: 8 (0212) 69-30-01

Приёмное отделение:
стационар, п.Витьба
Время работы: круглосуточно 

тел: 8 (0212) 69-29-33

Приёмная диспансера:
ул.Коммунистическая 3
Время работы:
пн - пт с 8:00 по 17:00
обед с 12:00 - 12:30

тел: 8 (0212) 61-45-79

Поиск