Belarusian English Russian
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как приучить ребёнка к горшку

Памятка для родителей

Когда горшок становится врагом

Запоры – это хроническое функциональное нарушение опорожнения кишечника, проявляющееся затрудненным или редким по частоте выделением кала, не обусловленное каким-либо заболеванием желудочно-кишечного тракта или приемом медикаментов.

Психологический запор – это когда ребенок хочет произвести дефекацию, но сдерживает себя, вследствие чего каловые массы затвердевают и приносят ряд неудобств. Встречается в основном у детей 2-4 дет и проявляется, если имел место болезненный поход на горшок, и у малыша закладывается в памяти фрагмент с перенесенными неприятными ощущениями и он всячески откладывает данную процедуру. Терпеть может неделями, что очень вредно для кишечника и всего организма.

Проявлению функциональных запоров могут способствовать психотравмирующие ситуации. Тревога, страх, постоянное внутреннее напряжение, возникающие при психологических травмах, часто проявляются у ребенка на примитивном уровне в виде запоров. Естественно, родители думают, что проблема в пищеварении. Ребенка таскают по врачам, проводят массу обследований, сажают на диету, покупают дорогостоящие препараты. Конечно, это необходимо, если гастроэнтеролог нашел причину заболевания. Если не нашел?

Длительные запоры способствуют расширению кишечного отдела сигмовидной и всей прямой кишки, что проявляется болевым синдромом в левой части живота. При выделении большого твердого комка кала могут образоваться трещины стенок заднего прохода и появиться кровотечение. Это способствует развитию вторичных запоров из-за страха при дефекации. И придется обращаться не только к гастроэнтерологу, но и к хирургу.

Часто запоры сопровождаются недержанием кала – энкопрезом. До 4-5 лет трудности в контроле за позывами считаются нормальными. В более старшем возрасте это проявление невроза. При упорном отказе ходить в туалет сфинктер прямой кишки постепенно растягивается и под давлением фекальных масс кал небольшими порциями выделяется наружу – на одежду. В таком состоянии ребенок не испытывает позывов к дефекации, а замечает наличие испражнений только при появлении запаха. Сначала его чувствует сам ребенок и пытается спрятать грязное белье, старается меньше кушать. Но скоро запах становится настолько сильным, что его ощущают окружающие. Появляется новый повод для упреков со стороны родителей и воспитателей, которые обвиняют в неумении вытирать попу и в отсутствии терпения. Ребенок еще более уходит в себя. И круг замыкается.

Психосоматические причины запора:

1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.

2. Стрессы, перевозбуждение.

3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).

4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.

5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Когда возникают запоры у детей, обычно это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают, критикуют и требуют много, а хвалят и представляют самостоятельности мало).

Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, как ставят слишком жесткие рамки, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то же время.

Кроме того, может родители имеют недостаточный эмоциональный контакт с ребенком; у малыша малоподвижный образ жизни; может быть ребенок стесняется того, что он «воспроизводит», например, если ему внушили, что сходить «по-большому» - это грязно, некрасиво, неприятный запах («воняет»).

-Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности.

-Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться.

Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.

Для профилактики развития запоров необходимо:

-обязательно следить за частотой испражнений и количеством выделенного кала;

-не перегружать своими завышенными требованиями ребенка;

-не втягивать ребенка в семейные конфликты;

-при правильном рационе и режиме питания ищите психологическую причину запоров.

Правильный режим питания с точки зрения детского психиатра замечательно описал Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок».

Как не надо кормить ребенка.

1. Не принуждать. Поймем и запомним: Пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть – значит ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного – значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать! Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить – и никогда больше.

3. Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения, еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетами Вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть лучше ребенок недоест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если сам ребенок отвлекается от еды, не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.

6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные порции варенья или мороженного). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от многих дополнительных проблем.

7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так!

Если ребенок постарше, вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

Варианты психологических запоров:

-Конфликт в семье.

Ребенок в детском саду играет один, жесткого избивает детей при попытке поиграть с ним, отказывается от еды, прогулок. Появились запоры. В семье скандалы, брань, драки.

Необходимо решить проблемы взаимоотношений родителей (вплоть до развода).

-Запор как проявление конфликтной ситуации.

Вне дома при нормальных семейных отношениях: запор в течение рабочих дней недели – это отношение к нему либо воспитателей и няни либо агрессия со стороны кого-то из детей.

Механизм возникновения психологического запора:

 -в возрасте примерно 3-х лет, испытав 1-2 раза болезненный стул,  ребенок может стараться задержать его неделями и даже месяцами из страха, что боль повторится. Включаются и естественные механизмы: при задержке стула в течение 2-х неделей каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.

-может быть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает дитя к горшку, а малыш начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.

В возрасте от 1-го до 2-х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и др.специалистов.

С психологическим запором справится можно, благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей. Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой синдром) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша – важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он «вершит великие дела», но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п.

Проявите фантазию: игры могут помочь настроить малыша на героический поступок, проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры боятся, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшок «и покакать», т.к. ему больно. «Воспитатель» (ребенок) придумает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать ребенок в своей игре.

Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабится, это может говорить о нарушениях в отношении привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать. А если ребенок уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, т.к. после расслабления штанишки грязные и ему неприятно, а взрослые раздражаются и тогда малыш получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и неприятии себя, своего внутреннего мира. Каловые массы кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя – чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.

Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту или  психологу, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении специалиста помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично. Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком около получаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает, во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобится много терпения. Это должен быть длительный постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научится доверять миру и расслабляться.

Общие рекомендации профилактики запоров:

-прекращение приема слабительных и клизм, они препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача),

-активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота поход у часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота и заднего прохода,

-изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2 литров в сутки. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, свеклу, тыкву, яблоки, сливы, смородину, виноград, инжир, орехи,

-формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным периодом для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака. Благоприятная поза для очищения кишечника на корточках – на полной ступне, прижав колени к боковым поверхностям живота, «поза орла».

-режим дня. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице с мокрым и сухим песком,

-эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Уделяйте больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грубость, агрессию (в допустимой форме). Поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка, пусть он проявляет инициативу,

-делайте легкий массаж животика по часовой стрелке, чтобы расслабить его,

-придумайте какую-нибудь занимательную игру, включите фантазию,

-возможно придется сменить старый горшок на новый и сказать своему малышу, что тот был плохой, неудобный, а в этом все будет получаться,

-если ребенок сел и у него  ничего не вышло, не показывайте свое недовольство, лучше подбодрите карапуза и скажите, что в следующий раз он обязательно добьется успеха.

В такой деликатной ситуации главное всячески поддерживать своего кроху, показывать, что вы с ним заодно, он должен чувствовать материнскую защиту. А строгость и высмеивание приведут лишь к появлению заниженной самооценки у отпрыска и в будущем у него начнутся новые проблемы, необязательно связанные с туалетной темой.

А в самых запущенных случаях, когда ни один из вышеперечисленных пунктов не помог, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу или психотерапевту  в УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии».

Телефон диспансера 8-0212-61-45-80 (ул.Коммунистическая, 6)

Телефон доверия 8-0212-61-60-60.

Заведующая детско-подросткового отделения УЗ «ВОКЦ психиатрии и наркологии»                                               Е.Л.Данилова

© 2024, Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

Главный врач:
Мартынова Елена Валерьена
тел: 8 (0212) 69-30-01

Приёмное отделение:
стационар, п.Витьба
Время работы: круглосуточно 

тел: 8 (0212) 69-29-33

Приёмная диспансера:
ул.Коммунистическая 3
Время работы:
пн - пт с 8:00 по 17:00
обед с 12:00 - 12:30

тел: 8 (0212) 61-45-79

Поиск